Составитель: Валериан Александрович Висковатов

Игра эта, очень распространенная въ Англіи, вводится те­перь и у насъ. Если кто изъ нашихъ читателей еще не играетъ въ крокетъ, то, по нашему описанію, онъ легко можетъ позна­комиться съ этой игрою и будетъ имѣть возможность разрѣшать всѣ встрѣчающіяся во время игры недоразумѣнія.

Въ крокетъ можно играть на всякомъ большомъ и ровномъ, усыпанномъ пескомъ и хорошо укатанномъ мѣстѣ, а также па лугу, поросшемъ невысокою травой.

На выбранномъ мѣстѣ устанавливаютъ дуги и столбики, въ порядкѣ, показанномъ на чертежѣ.

Если мѣсто достаточно велико, то между входнымъ столби­комъ и первой дугой должно быть шесть футовъ разстоянія; то же разстояніе должно быть между первой и второй дугой, и 12 футовъ между второй и средней. Боковыя дуги должны находиться па линіи, проведенной по серединѣ между второй и третьей дугой; разстояніе между обѣими боковыми дугами тоже 12 футовъ. Если лугъ или площадка слишкомъ малы, то разстояніе между дугами можетъ быть уменьшено. Если разстояніе между дугами очень мало, то шары такъ сблизятся, что при каждомъ ударѣ легко могутъ дѣлаться крокеты (что такое крокетъ, объяснимъ послѣ); поэтому старайтесь оставлять между дугами возможно большее разстояніе.

Играющихъ можетъ быть 8, 6, 4 и 2. Они дѣлятся на пар­тіи по 4, 3, 2 и по одному съ каждой стороны. Положимъ, что играющихъ полное число, т. е. восемь; тогда игроки одной пар­тіи выбираютъ себѣ шары темныхъ цвѣтовъ, какъ то: зеленый, голубой, черный и коричневый, и тѣхъ же цвѣтовъ палки пли молот­ки, а другіе берутъ шары и молотки  свѣтлыхъ цвѣтовъ: розоваго, желтаго, оранжеваго и краснаго. Каждый играетъ своимъ шаромъ. Впрочемъ, если число играющихъ нечетное, тогда одинъ изъ нихъ играетъ двумя шарами. Точно также, когда играющихъ только двое, то каждый изъ нихъ играетъ двумя шарами. Во­оружившись шарами и молотками, играющіе ста­вятъ свои шары на разстояніи 12 дюймовъ отъ входнаго столбика. Цѣль каждаго играющаго со­стоитъ въ томъ, чтобы шаръ его прошелъ подъ дугами: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 и затѣмъ, до­тронувшись до оборотнаго столба, прошелъ подъ дугами 7, 6, 8, 4, 9, 2 и 1. Впрочемъ дуги разставляются и весьма различно.

Если всѣ члепы партіи успѣли пройти подъ всѣми дугами раньше членовъ другой партіи, то первая партія считается выигравшею игру.

ПРАВИЛА ИГРЫ

  1. Чтобъ опредѣлить очередь играющихъ, кла­дутъ въ шапку значки, покрываютъ се платкомъ; каждый участвующій беретъ оттуда одинъ
    значекъ, по цвѣту котораго ему и назначаютъ не только соотвѣт­ствующіе шаръ и молотокъ, но также и очередь въ игрѣ. Вынув­шій синій шіаръ начинаетъ игру.
  2. При началѣ игры каждый ставитъ свой шаръ па раз­стояніи 12 дюймовъ передъ входнымъ столбикомъ.
  3. По шару должно бить однимъ изъ концовъ молотка, а не его стороною.
  4. Каждый бьетъ по своему шару по очереди. Очередь опре­дѣляется порядкомъ цвѣтовъ, отмѣченныхъ па столбикахъ; цвѣта эти соотвѣтствуютъ цвѣтамъ шаровъ.
  5. Въ продолженіе всей игры очередь не измѣняется.
  6. Всякій продолжаетъ бить свой шаръ до тѣхъ поръ, пока онъ не прокатится подъ всѣми дугами въ означенномъ порядкѣ.
  7. До тѣхъ поръ, пока не послѣдуетъ неудача, послѣ чего начинаетъ игру слѣдующій изъ играющихъ.
  8. Каждый игрокъ долженъ такимъ образомъ пройти всѣ дуги въ порядкѣ, указанномъ цифрами на чертежахъ, до обрат­наго столбика или бизани, и потомъ, ударивъ своимъ шаромъ о бизань, вернуться обратно къ фоку или входному столбику.
  9. Кто въ одномъ изъ этихъ случаевъ не попалъ туда, куда слѣдовало, тогъ теряетъ право играть до слѣдующей своей оче­реди. На послѣднюю изъ дугъ, подъ которою проведенъ былъ шаръ, онъ надѣваетъ сверху свой значекъ.
  10. Шаръ считается сдѣланнымъ, если онъ остановится по ту сторону дуги, подъ которую ему слѣдовало прокатиться.
  11. Шаръ считается несдѣланнымъ, если онъ остановится подъ дугой или передъ ней.
  12. Если шаръ остановился такъ близко около дуги, что возникаютъ споры, то для устраненія недоразумѣній одинъ изъ играющихъ кладетъ свой молотокъ по ту сторону дуги, такъ чтобы палка молотка касалась самой дуги. Если при этомъ палка не коснется шара, то шаръ считается сдѣланнымъ; въ противномъ же случаѣ онъ считается несдѣланнымъ.
  13. Шаръ считается несдѣланнымъ, если, пройдя подъ дугою, онъ, вслѣдствіе какихъ-нибудъ причинъ, вернулся обратно.
  14. Играющій, проведшій шаръ подъ дугою, имѣетъ право рокировать, т. е. направить ударомъ молотка свой шаръ такъ, чтобы тотъ коснулся другаго шара.
  15. Послѣ удачнаго рокированія играющій обязанъ кроки­ровать. Это дѣлается такимъ образомъ: играющій ставитъ свой шаръ рядомъ съ рокированнымъ такъ, чтобы шары прикасались одинъ къ другому, и ударомъ молотка о свой шаръ, на который онъ предварительно ставитъ ногу для того, чтобы удержать его на мѣстѣ, отгоняетъ другой шаръ. При этомъ играющій стара­ется поступать такъ, чтобы соблюсти интересы своей партіи и разстроить игру противной, т. е. если шаръ, который можно крокировать, принадлежитъ кому-нибудь изъ его партія, то этотъ послѣдній старается провести его черезъ очередную дугу или же по крайней мѣрѣ приблизить къ ней. Но если крокируемый шаръ изъ партіи противниковъ, то играющій старается отогнать его возможно дальше отъ расположенія дугъ.
  16. Если шаръ при рокированіи задѣлъ нѣсколько шаровъ, то играющій получаетъ право крокировать ихъ всѣхъ.
  17. Если во время крокета онъ сдвинетъ свой шаръ, то дол­женъ поставить его на то мѣсто, которое занимала, прежде.
  18. Играющій не можетъ сдѣлать крокетъ два раза сряду по одному и тому же шару, пока не пройдетъ подъ дугой.
  19. Игрокъ, который, направивъ ударъ въ другой шаръ, не попалъ въ него, теряетъ право играть до слѣдующей очереди.
  20. Если шаръ игрока при крокированіи выскользнулъ изъ- подъ ноги, то онъ ставится обратно на свое мѣсто и играющій можетъ повторить ударъ второй разъ.
  21. Надъ шаромъ, который не прошелъ подъ первую дугу, крокета дѣлать нельзя.
  22. Если шаръ крокированный пройдетъ подъ очередную дугу, то онъ считается проведеннымъ.
  23. Шаръ, ударившій въ поворотный столбъ, считается за шаръ, прошедшій подъ дугой.
  24. Шаръ, ударившій во входный столбъ, пройдя черезъ всѣ дуги, считается выбывшимъ (мертвымъ) и долженъ быть тотчасъ же удаленъ съ поля игры.
  25. Играющій, прошедшій черезъ всѣ дуги, можетъ по своему желанію или ударить своимъ шаромъ объ фокъ-мачту и тѣмъ покончить свою игру, или же обогнуть фокъ-мачту и продолжать ее. Въ послѣднемъ случаѣ опъ дѣлается бойцомъ.
  26. Боецъ можетъ рокировать сколько угодно, по кроки­ровать одинъ и тотъ же шаръ имѣетъ право не больше двухъ разъ сряду.
  27. Послѣ неудачнаго удара боецъ долженъ переждать до слѣдующей очереди.
  28. Боецъ, который нарочно или нечаянно задѣлъ фокъ- мачту, или же мертвый шаръ, дѣлается самъ мертвымъ.
  29. Если кто-нибудь съигралъ не въ свою очередь, и ошибка откроется, прежде чѣмъ съиграетъ другой, то его шаръ долженъ быть поставленъ на то мѣсто, гдѣ находился прежде; точно также и всякій другой шарь, который былъ имъ сдвинутъ. Если же ошибка замѣчена позже, то играющій лишается слѣдующей оче­реди, но только тогда, если ошибка замѣчена до этой слѣдую­щей очереди; въ противномъ случаѣ онъ не подвергается ника­кому наказанію.
  30. Когда игроки одной партіи прошли всѣ дуги и прикос­нулись къ фоку или мертвымъ шарамъ, то эта партія считатается выигравшей, чѣмъ игра и оканчивается.
  31. Если мѣсто игры обведено границею, то шаръ, перека­тившійся черезъ нее, ставится на ту точку границы, черезъ кото­рую онъ перекатился.
  32. Возникающіе во время игры спорные вопросы рѣшаются большинствомъ голосовъ, и эти рѣшенія, по общему согласію, могутъ служить обязательными правилами для послѣдующихъ игръ.Вотъ немногія краткія правила, съ помощью которыхъ вы можете пріобрѣсти достаточно познаій для игры въ крокетъ. Когда играющіе лучше познакомятся съ этою игрою, то имъ мо­гутъ встрѣтиться нѣкоторые сомнительные пункты, разъясненіе которыхъ, не вошло въ наши правила. Но намъ кажется, что, прочитавъ наше руководство и вдумываясь въ него, они разъ­яснятъ себѣ всѣ эти недоразумѣнія. Кромѣ того мы считаемъ необходимымъ предупредить всѣхъ играющихъ не увлекаться вы­годами крокета и не дѣлать его слишкомъ часто, потому что пристрастіе къ нему и частое употребленіе его пріучаютъ играю­щихъ къ небрежной игрѣ. Главная цѣль должна состоять въ томъ, чтобы попасть въ обручи. Дѣлайте крокетъ только тогда, если надѣетесь этимъ достигнуть лучшаго положенія. Кромѣ того поло­женіе и преимущества бойца настолько важнѣе положенія и преиму­ществъ другихъ шаровъ, что каждый играющій долженъ стараться достигнуть этого положенія прежде всякаго другаго. Многіе изъ тѣхъ, которые пренебрегаютъ обручами въ началѣ игры, про­игрываютъ ее и замѣчаютъ свою ошибку тогда, когда уже не­возможно исправить ее.