Кедрина Т. Я., Гелазония П. И.
Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. — М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 224 с.: ил.
КРОКЕТ
Общее представление об этой игре есть, пожалуй, у каждого: деревянными молотками с длинными ручками игроки гонят деревянные шары сквозь металлические воротца, укрепленные в земле…
Крокет, изобретенный в Англии (фактологическая ошибка автора) в середине прошлого века, был одно время столь популярен, что его называли королем игр на воздухе. Сейчас вряд ли кто отважится приписать крокету такую важную роль, однако не стоит предавать его незаслуженному забвению. У крокета в самом деле немало достоинств. Для игры требуется сравнительно небольшая площадка; важно, впрочем, чтобы она была ровной, иначе трудно будет верно рассчитывать удары и слишком много достанется на долю случайности. Инвентарь для игры прост и доступен; самим же игрокам не нужно никакой специальной экипировки. Играя в крокет, постоянно находишься в движении, и это, понятно, очень полезно (тем более что игра идет на воздухе); вместе с тем крокет не предъявляет слишком больших требований к физической подготовке, поэтому круг возможных участников игры весьма широк. Крокет развивает глазомер, меткость, умение сочетать силу и точность удара; наряду с этим в игре могут отличиться и те, кто, не обладая такими качествами в высокой мере, превосходит партнера в тактическом мышлении, в умении рассчитать хитрый игровой ход. Наконец, крокет по праву может быть назван игрой семейной — в ней одновременно могут участвовать и взрослые, и дети; причем в отличие от многих командных игр, в которых более слабые партнеры просто мешают играть более сильным, крокет позволяет опыту и мастерству проявиться в полной мере; к тому же более сильные игроки имеют возможность поправить дела у более слабых…
Из чего состоит полный комплект крокетных принадлежностей?
Из 8 молотков и 8 шаров, что позволяет вести командную игру четыре на четыре (хотя, разумеется, можно играть и трое на трое, и двое на двое, и один на один). Каждый игрок получает свой молоток и свой шар. Они помечены полосками от одной до четырех; число полосок определяет очередность игры. Цвет полосок — красный или черный — обозначает принадлежность к одной из двух команд. Длина ручки молотка — 70 см, диаметр самого молотка — 10 см; кстати, молоток принят в крокете за единицу измерения: расстояние в один молоток — это то, на которое можно уложить молоток вместе с ручкой, то есть80 см. Диаметр шара такой же, как диаметр молотка, — 10 см. Если молотки и шары несколько меньшего размера, значения это не имеет.
Далее, это 10 проволочных дужек (ширина —25 см), которые надо расставить по площадке в определенном порядке в виде ворот.
Это, наконец, 2 колышка (их называют пикетами, еще фоками), которые вбивают по краям площадки. От своего колышка команда начинает игру и у него заканчивает ее.
Площадка. Размеры ее не определены строго. Чем больше она, тем дальше друг от друга будут отстоять дужки и тем больше умелости требуется от игроков; правда, не всегда есть возможность устроить большую площадку. Будем исходить из того, что размеры поля — 5 на 10 метров. Тогда на этом поле дужки можно расставить таким образом: у края площадки вбивается колышек фока, отмеряется 1 молоток, ставятся ворота № 1; еще 1 молоток— ворота № 2; затем в том же направлении еще 2 молотка и от полученной точки 2 молотка вправо — ворота № 3, от полученной точки 2 молотка влево — ворота №4; от полученной точки 2 молотка прямо —мышеловка (скрещенные дужки); противоположная сторона площадки строится по такому же принципу: 2 молотка от мышеловки и от полученной точки 2 молотка влево — ворота № 6; от полученной точки 2 молотка вправо — ворота № 7; от полученной точки 2 молотка прямо — ворота № 8; еще 1 молоток — ворота№ 9; еще 1 молоток — фока.
Задача игрока: за возможно меньшее число ходов пройти (в определенном порядке) все ворота; помочь сделать это товарищам по команде и помешать сделать это соперникам.
Игру начинают красные. Первый ход того, у кого молоток и шар с одной полоской. Он ставит шар между фокой и воротами № 1 и ударом молотка старается провести шар через эти ворота, а если удастся, то и через ворота № 2. Прохождение каждых ворот дает право еще на один удар. Если игрок прошел сразу двое ворот, у него два удара; первым он ставит свой шар на удобную позицию, а вторым проходит ворота № 3, стараясь, чтобы шар остановился в такой позиции, с которой (снова имея право на удар за прохождение ворот) можно постараться пройти мышеловку, затем ворота № 6, 8, 9. Пройдя ворота № 9, надо удариться о колышек противника («заколоться о фоку») и, не трогая шар с места, ждать снова своего хода. А в игру вступает первый игрок черных.
Мы описали идеальный случай, когда игрок за один ход пересекает всю площадку, используя наилучшим образом право на удар после прохождения ворот. Однако чаще всего этим ударом пройти следующие ворота не удается; если это видно заранее, то лучше использовать право на удар иначе: поставить шар на удобную позицию для взятия ворот и дожидаться своей очереди, тогда ворота можно будет пройти сразу.
Отметим, что нередко случается и так: удар был недостаточно сильным и шар останавливается под воротами. Прошел он их или нет? Спор решается просто: к задней стороне ворот прикладывают ручку молотка. Если она не задевает шара, значит, ворота пройдены. Если задевает, считается, что шар «попал в масло». Таким образом, права на дополнительный удар нет, надо ждать своей очереди; более того, когда она наступит, игрок обязан использовать ее на то, чтобы выбить шар из масла в обратную сторону; пройти же ворота ему удастся лишь в следующую очередь. А из мышеловки шар самому выбить вообще нельзя, надо ждать, пока тебя кто-нибудь не выбьет. Поэтому рекомендуется тщательно готовить проход мышеловки: лучше затратить очередной удар, а то и два, на то, чтобы занять удобную позицию, чем рисковать без нужды и стремиться пройти сложные ворота сразу.
Шар, заколовшийся о фоку противника, считается «мертвым». О него могут закалываться следующие игроки той же команды. Если же этот шар кто-нибудь тронет своим шаром случайно (до того, как пройдет нужное число ворот), то за это следует наказание: игру тому придется начинать сначала.
Когда обладатель первого красного шара (пока еще «мертвого») снова дождется своей очереди, он должен будет пройти площадку в обратном направлении: ворота № 9, 8, 7, мышеловка, ворота № 4, 2, 1. Обратим внимание на такую подробность: отправляясь в путь, «мертвый» шар должен бояться фоки противника — если коснешься ее вторично, игру придется начинать сначала. Поэтому иногда приходится (если шар стоит неудобно и есть риск задеть фоку) употребить ход на то, чтобы встать на удобную позицию по отношению к воротам № 9 и уж в следующую очередь проходить их. Отметим, что шар не считается «мертвым», если игрок тронул его молотком (то есть закалываться о него уже нельзя).
Что же происходит после того, как игрок возвращает шар через ворота № 1? У него две возможности: первая — заколоться о свою фоку и закончить игру; вторая — избежать этого и стать «разбойником».
И вот тут мы должны обратиться к тому, о чем пока не упоминали и что составляет отличительную особенность игры, а именно сказать, собственно, о крокировке. Крокировка — профессия «разбойника», но право на нее игрок получает уже после того, как первый раз пройдет мышеловку. Вместо того чтобы пройти следующие ворота, он может объявить, что крокирует такой-то шар (это может быть шар партнера или соперника, не важно; он должен только находиться на расстоянии не меньше молотка), и стараться попасть своим шаром по объявленному. В случае промаха шар остается там, куда он закатился, до следующего очередного хода. Если же крокировка удалась, игрок получает право на два дополнительных удара. Он может этими ударами встать на удобную позицию и пройти ворота (получив снова право на крокировку — подчеркнем, что крокировать можно только после прохождения ворот и только один шар). Первый из этих ударов имеет особенность: надо свой шар поставить вплотную к крокированному (после того, как тот остановится) и бить по своему шару так, чтобы крокированный сдвинулся с места; если этого не произойдет, право на второй удар теряется.
Из сказанного ясно, что крокировка преследует многообразные цели: получить право на дополнительные удары и облегчить себе продолжение игры; сбить заодно с позиции шар противника или же помочь партнеру по команде поставить в удобное положение его шар.
Понятно, что для «разбойника» целью ставится лишь чинить помехи или оказывать помощь. Так что он играет не для себя, а для команды. Занятие это далеко не безопасное. «Разбойника» могут заколоть о чужую фоку, или он сам случайно о нее заколется — и тогда игру ему придется начать с самого начала. (Если же он заколется или его заколют о свою фоку — он считается закончившим игру.)
Когда очередь играть доходит до «разбойника», он получает, как всякий игрок, право на один удар. Он может крокировать любой шар, за исключением тех, которые находятся на расстоянии меньше молотка или же «в масле»; нельзя также дважды крокировать один и тот же шар в одну очередь. Какой шар крокируешь, надо объявить. При промахе «разбойнику» остается снова ждать своей очереди, но если крокировка удалась, он получает право на два удара. Одним он отбивает крокированный шар, а другим —может продолжать крокировку. Если «разбойник» вообще не промахивается, он уступает место в игре очередному игроку только тогда, когда прокрокирует все шары, находящиеся на площадке.
Что значит «отбить шар»? Здесь возможны два способа. Первый — как описано выше, вместе со своим шаром. Второй — «из-под ноги»: поставив шары рядом и крепко прижав подошвой свой шар, сильно ударить по нему молотком. Чужой шар откатится далеко. Важно при этом соблюдать такие условия: во-первых, шар прижимают подошвой, а каблук должен упираться в землю; во-вторых, после удара свой шар должен остаться под подошвой. Если каблук оторвался от земли или свой шар выскочил из-под ноги, «разбойник» теряет право дальнейшей крокировки и ждет своей очереди.
«Разбойник» имеет право всякими путями (отбивая из-под ноги, вместе со своим шаром, крокируя) проводить шары своей команды через ворота, которые им следует пройти.
Что касается шаров противника, то «разбойник» не только сбивает их с позиции, загоняя в дальние углы площадки, но и может закалывать их о фоку — такие шары вынуждены начинать игру сначала.
Несколько заключительных замечаний.
Очередность соблюдается строго: первый красный, первый черный, второй красный, второй черный и т. д. Игроки одной команды очередью меняться не могут.
К шарам, находящимся в игре, руками прикасаться нельзя. Игрок, переставивший шар на другое место руками, наказывается тем, что пропускает очередь. Руками можно лишь брать шар, выкатившийся за пределы площадки: его ставят на границу площадки в том месте, где он ее перешел, и с этого места продолжают игру.
Выигравшей считается команда, все игроки которой проведут свои шары через все ворота в обоих направлениях и заколются о свою фоку (включая и «разбойников»).