КРОКЕТ

Для этой игры необходима ровная площадка или коротко скошенный ровный луг. Размеры площадки зависят от силы и ловкости играющих. Все играющие делятся на две партии, по 8 человек в каждой, и берут по молотку, шару и по номерку.

 

Молоток для крокетаШары должны быть в 3 ½ — 4 дюйма и весом до 1 фунта и окрашены в 8 цветов: красный, черный, голубой, малиновый, желтый, коричневый, оранжевый и зеленый или же просто с полосами двух цветов.

 

Молотки имеют вид обыкновенных молотков с длинными ручками. Головка молотка цилиндрической формы, в 3 дм. диаметром, делается различной длины; хорошие игроки предпочитают молотки с головкою в 8 — 10 дюймов, так как удар такими молотками бывает сильнее и точнее; у нас же большею частью употребляют молотки с головками половинной длины. Ручка молотка (рис. 72), должна быть длиною в 32 дюйма и окрашена полосами того же цвета, как и шар. Молоток должен быть не слишком легок, от 2 до 3 ¼ ф весом. Чтобы удар был вернее, молоток всегда берется двумя руками, не сжимая их слишком сильно и держа так, чтобы молоток был параллелен линии, соединяющей носки двух ног (рис. 72).

 

Номерки или всадники употребляются для того, чтобы отмечать пройденные ворота; они окрашиваются так же, как и шары с молотками.

 

К принадлежностям игры надо еще отнести ворота и колышки.

 

Ворота или дуги ставятся на месте игры в известном порядке. Они состоят из проволоки, согнутой под прямым углом так, что верхняя часть имеет в длину около 8 дюймов, боковые же стороны с заостренными концами около 16 дюймов. Ворота втыкаются на 6 дюймов. Для большего интереса можно делать ворота и меньшей ширины, например, дюйма в 4.

 

Столбики или колышки, числом 2, делаются из палки, толщиною в 1 ½ дюйма, над землею они возвышаются на 3/4 аршина. Один столбик называется входным, другой—обратным. Столбики раскрашиваются или ​​ кольцами в таком порядке: голубой (сверху), малиновый, черный, желтый, коричневый, оранжевый, зеленый, красный, или же просто несколькими полосами, красными или черными.

 

Теперь скажем несколько о расстановке этих ворот. Расстояние между воротами делают различно, что зависит от величины места, а также и от ловкости играющих. Обыкновенно за расстояние между воротами принимают длину ручки молотка. Ворота же расставляются так (рис. 73, 74, 75 и 76):

Крокет: А. Торопов
Крокет: А. Торопов
Крокет: А. Торопов

Играют поочередно, т.-е. сначала один игрок (имеющий одну черту на молотке и шаре) из первой партии, потом один из второй (так же имеющий на шаре и молотке одну черту), затем второй из первой партии (имеющий две черты на молотке и шаре) и второй игрок из второй партии и т. д. Пропустивший свою очередь теряет ее и ждет новую.
Если играют разноцветными восемью шарами, то партии разделяются так: имеющие шары голубой, черный, коричневый и зеленый составляют одну партию, другая же составляется получившими малиновый, желтый, оранжевый и красный. Шары бьются по очереди цветов колец столбов, т.-е. голубой, малиновый и т. д.

 
Начинающий ставит свой шар на половине расстояния между входным столбом и первыми воротами и бьет по нем молотком так, чтобы он прошел первые ворота, а если возможно и вторые и т. д. до тех пор, пока не сделает промаха, после которого выставляет свой номерок на своих очередных воротах.
Если шар не пройдет под первыми воротами и станет так, что загородит дорогу следующим, то его принимают, пока те играют, и затем он опять становится на то же место, с которого был принят.
 
Если шар остановится под дугою, то для решения спора, прошел он или нет, прикладывают плотно к задней стороне ворот ручку молотка. Если ручка может быть приложена, не сдвинув шара, то он считается прошедшим. Шар считается правильно сыгранным только после ясно слышанного удара молотком по шару, в противном случае игрок теряет право на следующий ход. Потерю хода влечет за собою и следующее: если игрок ударит чужой шар вместо своего; ударит по своему шару два раза; дотронется какою-либо частью тела до какого-либо шара; тронет шаром проволоку ворот или зацепит шар молотком; двинет шар, стоящий у проволоки ворот или у столба, ​ударивши​ по проволоке или по столбу; если не удалось ​рокировать​ шар; если ему не удалось при ​рокировании​ сдвинуть с места передний шар; если он прогонит шар за черту игры. Вообще всякая ошибка ведет за собою потерю хода и оставление шара на том же месте, где он был до удара. Удачно проведший свой шар чрез первые ворота получает право бить не только в ​следующия​ ворота, но и в чужой шар, т.-е ​рокировать​, при чем, желая ​рокировать​, надо всегда называть ​рокируемый​ шар. Если два шара соприкасаются, то ​рокировать​ нельзя. ​Рокируемый​ шар должно необходимо после ​крокировать​ или ​крокетировать​. Это делается так: бивший приставляет свой шар к тому шару, в который попал, наступает на свой носком ноги и ударом молотка по своему шару отбивает чужой шар *).
 
Если это свой шар, то ​крокетирующий​ старается провести его через очередные для этого шара ворота или поставить его на более удобное место, шар же чужой партии отбивают подальше. После ​крокетирования​ дается еще удар. ​Рокировать​ или ​крокировать​ один и тот же шар два раза нельзя; это можно только тогда, когда между обоими разами пройдены ворота или тронут обратный столбик. Если же при ударе (крекированьи) свой шар пошевелится, то игрок теряет право на следующий удар. Если при ​крокетировании​ игрок проведет свой шар или чужой через очередные ворота, то шар считается прошедшим эти ворота, и номерок шара перевешивается на ​следующия​ ворота.
 
Проходя таким образом через ворота (порядком, указанным на рисунках), игрок доходит до обратного столба, ударяется в него и идет обратно до выходного столба, где и можно окончить игру, ударившись в этот столбик. Тогда шар считается вышедшим из игры— мертвым. Обыкновенно же сейчас не выходят из игры, а просто обходят входной столбик,
чтобы сделаться разбойником, бойцом или казаком.
 
Так как боец уже прошел все ворота, то цель его игры теперь помогать своей партии и вредить чужой, ​рокируя​ и ​крокируя​ шары свои и чужие. Только когда все шары своей партии благополучно прошли все ворота, можно бойцу и выйти из игры. Выигрывает та сторона, которая раньше выведет свои шары из игры. Боец в одну очередь может ​крокировать​ один и тот же шар только один раз. Но иногда дают право бойцу и два крокета в одну очередь, а иногда даже неограниченное число, до первого промаха. Боец, ударившийся каким бы то ни было образом в выходной столбик, делается мертвым и выходит из игры. Никакой шар не может сделать бойца противной партии мертвым, не будучи сам бойцом.
 


*) Такой способ ​крекирования​ употребляется только у нас, в Англии же оба шара ставятся рядом и затем бьется свой шар, не дотрагиваясь до него ногою.