КРОКЕТ

Для игры в крокет нужно ровное место, будет ли то площадка, или лужайка, с густо посеянной и низко скошенной травой; чем ровнее и глаже место, тем правильнее может быть игра, так как можно вернее рассчитывать удары. В игре могут участвовать от 2-х до 8-ми человек. Играющие делятся на две партии и каждый берет себе шар, молоток и марку с одинаковыми отметками. Одна партия берёт шары, молотки и марки с полосами одного цвета, другая- с полосами другого цвета. Если играют двое, то каждый берет, по крайней мере, по два шара. Молоткам придают различную форму, но одни из самых распространенными – цилиндрические, у которых один конец закруглен, а другой срезан прямо. В землю втыкаются дуги и колышки. Расстояние между дугами бывает различно, что зависит от величины ровного места, а также от ловкости играющих. Чем ближе расставлены дуги, тем легче провести через них шар. Обыкновенно за расстояние между дугами принимают длину ручки молотка. Играют поочередно: сначала один из первой партии, потом один из второй, затем опять из первой и т. д. Пропустивший свою очередь теряет ее и ждет новой. Цель игры двоякая: во-первых, самому провести и помочь своим товарищам поскорее пройти своими шарами через все дуги по порядку, и во-вторых, помешать тоже сделать другой партии. Начинающий ставит свой шар приблизительно по середине между колышком и первою дугою и бьет его молотком, стараясь провести чрез дугу. Бить боком молотка не дозволяется, точно также, как держать его за ручку у самого молотка. Если шар не пройдет под первой дугой и станет так, что может мешать следующим за ним шарам, то он удаляется, пока те играют, и затем опять становится на тоже место, с которого был взят. Шар гонится с помощью молотка и считается правильно сыгранным только после резкого, ясно слышанного удара по нем одного из оконечностей молотка (при этом надо заметить, что направление шара зависит вполне от направления самого молотка). Если шар остановился под дугою, то для решения спора, прошел ли он или нет, прикладывают плотно к задней стороне дуги ручку молотка. Если ручка может быть так приложена, не сдвинув шара, то шар считается прошедшим и бивший пользуется правом вторично бить.

 

Вслед за первою дугою шар проводится чрез вторую, третью и т. д. до первого промаха, после которого играющий выставляет свой ​значок​ на своей очередной дуге, a следующий по очереди начинает бить. Каждый провод шара через дугу дает право бить еще раз. Промах молотком по шару за удар не считается: но если молоток задел шар и шар сдвинулся с места, то такой удар считается за действительный. Удачно проведший свой шар через первую дугу заручается на все время игры правом бить не только через следующую дугу, но и в чужой шар, т. е. правом ​рокировать​, но при этом должен каждый раз перед ударом называть ​рокируемый​ шар. Если два шара соприкасаются, то ​рокировать​ друг ​друга эти шары не имеют права. Ударив своим шаром в чужой, или ​рокировав​ его, бивший обязан ​рокировать​, т. е. приставляет свой шар к тому шару в который попал, наступает на свой носком ноги и задаром молотка по своему шару отбивает чужой шар. Если тот шар, в который попал игравший принадлежит к его партии, то он, если это возможно, проводить его через очередную для этого шара дугу, или ставить его на лучшую позицию посредством ​крокетировки​; а если этот шар принадлежит к противоположной партии, то отсылает его куда-нибудь подальше. От воли играющего зависит, идти ли в очередную дугу, делать ли ​крокет​ или просто откатить свой шар на такое место, которое он найдет выгодным для своей партии.

 

Вообще во время игры надо постоянно иметь в виду выгоды своей партии. Начинающие игроки часто забывают это и, из простого желания погоняться за чужим шаром, портят дело своей партии. ​Крокетировка​ дает право играть дольше, если же при ударе свой шар пошевелится, то право на следующий удар теряется. По одному и тому же шару ​крокетировать​ в одну очередь, не ​прошедши​ по порядку следующей дуги, не дозволяется. Иногда, что зависит от условия, ​крокетирование​ заменяют ​подкатыванием​ своего шара на более удобное место для следующего шара. Если играющий, ударив свой шар или посредством ​крокетирования​ проведет другой шар через очередную дугу, то был ли это чужой шар или шар своей партии, он считается прошедшим через эту дугу и ​значок​ этого шара переносится на следующую очередную дугу. Порядок перехода через дуги таков, что, дойдя до второго колышка, необходимо ударить в него шаром, что дает право вновь бить и гнать свой шар обратно через дугу. Пройдя все дуги кругом и вернувшись снова к первому колышку, можно или окончить игру, ударив своим шаром в этот колышек, после чего шар снимается уже с поля или можно, не ударяя в колышек, обойти его и сделаться „казаком” или „бойцом”. Казаку нечего заботиться о проходе через дуги, так как они все уже им пройдены; его дело помогать шаром своей партии и вредить чужой партии. Казак в одну очередь может ​крокетировать​ один и тот же шар только один раз. Впрочем, для оживления игры, условливаются давать бойцу право на два крокета в одну очередь и больше. Боец, ударивший каким бы то ни было образом в последний колышек выходить из игры. Та партия. которая успела прежде другой провести все свои шары через все дуги и ударить ими в первый колышек, считается выигравшею.

 

Подобно вышеизложенному крокету, устраивают также комнатный крокет, но только шары делают немного меньше или вместо шаров употребляются небольшие мячи. Чтобы дуги не втыкать в пол, прикрепляют к концам дуг свинцовые тяжести, на которых дуги стоять. Правила игры те же, как выше изложено. Наконец, приготовляют еще настольный крокет, который тоже ничем не отличается от предыдущих ​крокетов​, исключая размера, т. е. настольный крокет устраивают на доске средних размеров и ставят на стол во время игры.

Заимствуем описание этой игры у Герда