КРОКЕТ
Для игры в крокет нужно ровное место, будет ли то убитая щебнем и песком площадка, или лужайка с густо посеянной и низко скошенной травой. Чем ровнее и глаже место, тем правильнее может быть игра, так как можно вернее рассчитывать удары.
В игре могут участвовать от двух до восьми человек. Играющие делятся на 2 партии и каждый берет себе шар, молоток и марку с одинаковыми отметками. Одна партия берет шары, молотки и марки с полосами одного цвета, другая с полосами другого цвета. Если играю т двое, то каждый берет по крайней мере по два шара.
Молоткам придают различную форму, но одни из самых удобных — цилиндрические, у которых один конец закругленный, другой срезан прямо. Дуги и колышки втыкаются в землю в таком порядке, как показано на чертеже. Расстояние между дугами бывает различно, что зависит от величины ровного места, а также от ловкости играющих. Чем ближе расставлены дуги, тем легче провести через них шар. Обыкновенно за расстояние между дугами принимают длину ручки молотка.
Играют поочередно, сначала один из первой партии, потом один из второй, затем опять из первой и т. д. Пропустивший свою очередь, теряет ее и ждет новой.
Цель игры двоякая: во-первых—самому провести и помочь своим товарищам поскорее пройти своими шарами через все дуги по порядку, и во-вторых— помешать тоже сделать другой партии.
Начинающий ставит свой шар приблизительно посредине между колышком и первою дугою и бьет его молотком, стараясь провести через первую дугу. Бить боком молотка не дозволяется, точно так же, как держать за ручку у самого молотка.
Если шар не пройдет под первою дугой, и станет так, что может мешать следующим за ним шаром, то он принимается, пока те играют и затем опять становится на то же место, с которого был принят.
Шар гонится с помощью молотка и считается правильно сыгранным только после резкого, ясно слышанного удара по нем одною из оконечностей молотка. (При этом надо заметить, что направление шара зависит вполне от направления самого молотка, как показано на чертеже № 2).
Если шар остановился под дугою, то для решения спора, прошел он или нет, прикладывают плотно к задней стороне дуги ручку молотка. Если ручка может быть так прилажена, не сдвинув шара, то шар считается прошедшим, и бивший пользуется правом бить вторично.
Вслед за первою дугою шар проводится через вторую, третью и т. д. до первого промаха, после которого играющий выставляет свой значок на своей очередной дуге, а следующий по очереди начинает бить.
Каждый провод шара через дугу дает право бить еще раз. Промах молотком по шару за удар не считается, но если молоток задел за шар и шар сдвинулся, то такой удар считается за действительный.
Удачно проведший свой шар через первую дугу заручается на все время игры правом бить не только чрез следующую дугу, но и в чужой шар, т. е. правом рокировать, но при этом должен каждый раз перед ударом называть рокируемый шар. Если два шара соприкасаются, то рокировать друг друга они не имеют право.
Ударив своим шаром в чужой, или рокировав его, бивший обязан крокетировать, т. е. он приставляет свой шар к тому, в который попал, наступает на свой носком ноги и ударом молотка по своему шару отбивает чужой шар. Если тог шар, в который попал игравший, принадлежит к его партии, то он, если возможно, проводит его через очередную для этого шара дугу, или ставит его на лучшую позицию посредством крокетировки; а если этот шар принадлежит чужой партии, то отсылает его куда-нибудь подальше.
От воли играющего зависит идти ли в очередную дугу, делать ли рокет, или просто откатить свой шар на такое место, которое он найдет более выгодным для своей партии. Вообще во время игры надо постоянно иметь в виду выгоду всей своей партии. Начинающие игроки часто забывают это и из простого желания погоняться за чужим шаром, портят дело своей партии.
Крокетировка дает право играть дальше. Если же при ударе свой шар пошевелится, то право на следующий удар теряется. По одному и тому же шару крокетировать в одну очередь, не прошедши следующей по порядку дуги, не дозволяется. Иногда, что зависит от условия, крокетирование заменяют подкатыванием своего шара на более удобное для следующего удара место. Если играющий ударом своего шара или посредством крокетирования проведет другой шар через очередную дугу этого шара, то был ли это чужой шар или шар своей партии, он считается прошедшим через эту дугу и того шара переносится на следующую дугу.
Порядок прохода через дуги обозначен на чертежах цифрам. Дойдя до второго колышка, необходимо ударить в него шаром с той стороны, откуда игравший шел; это дает право вновь бить и гнать свой шар обратно через дугу. Пройдя все дуги кругом и вернувшись снова к 1-му колышку, можно или покончить игру, ударив шаром в этот колышек, после чего шар уже снимается с поля, или можно, не ударяя в колышки, обойти его и сделаться „казаком» или „бойцом». Казаку нечего заботиться о проходе чрез дуги, так как они, все уже им пройдены; его дело помогать шарам своей партии и вредить чужой. Казак в одну очередь может крокетировать один и тот же шар только раз. Впрочем, для оживления игры, условливаются давать бойцу право на два крокета в одну очередь и более. Боец, ударившийся каким бы то ни было образом в последний колышек, выходит из игры.
Та партия, которая успела прежде другой провести все свои шары чрез все дуги и ударить ими в первый колышек, считается выигравшею.