Площадка для игры в крокет представляет собою прямоугольник длиною в 11 метров и шириною в 5 метров, разбитый на ровном и, по возможности твердом грунте. На площади этого прямоугольника в симметричном порядке устанавливаются 9 проволочных ворот: по 4 обыкновенных (одинарных) на каждой половине игрового поля и двойные ворота («мышеловка») в центре.
Мышеловка составляется из двух одинарных ворот, вбитых в землю крест — на крест.
В середине противоположных коротких сторон площадки вбиваются колышки: на одной стороне с красной, на другой – с черной полоской.
На рисунке дан чертеж крокетной площадки: расположение ворот и колышков, а также расстояния между воротами в метрах.
При меньшей площадке уменьшаются и расстояния между данными воротами.
Единицей измерения берут тогда не метр, а длину крокетного молотка: вместо двух метров – длину двух крокетных молотков, вместо полуметра – половину длины крокетного молотка и т. д.
Принадлежность для игры – молотки и шары.
Один комплект игры состоит из четырех молотков и четырех шаров красного цвета и такого же количества молотков и шаров черного цвета. Краска на молотках и шарах не сплошная, а в виде красных и черных полосок – от одной до четырех, что не только отличает молотки и шары один от другого, но и указывает порядковые номера играющих.
Это делается для того, что бы в игре не путать шары и очередь.
Игра может происходить между двумя командами, от двух до четырех игроков в каждой, или же один на один. При командной игре с полным составом (по четыре человека с каждой стороны) каждый игрок играет только одним шаром.
Команды играют шарами и молотками своего цвета.
Задача каждого игрока заключается в том, чтобы прогнать свой шар в определенной последовательности через все ворота – туда и обратно – и «заколоться», то есть ударить шаром на обратном пути по своему колышку, вбитому у начальных (первых) ворот: А или А1. На рисунке пунктирной линией по казан полный путь крокетного шара, проведенного слева от колышка через во рота А. Б, Г, Д, В1, Б1, А1, – и обратно через во рота А1, Б1, Г1, Д, В, Б, А. после чего шар ударяют о колышек. По внешнему своему виду путь, проделанный шаром, напоминает восьмерку.
Выигрывает партию та команда (или тот игрок, если играют вдвоем), чьи шары скорей окончат игру, то есть пройдут весь установленный путь и «заколются».
Разберем теперь правила игры в крокет.
- Порядок шаров и игры ими: первым играет 1-й красный шар, вторым – 1-й черный, третьим – 2-й красный, четвертым – 2-й черный и т. д.
- При ударе молоток можно держать любым способом. Удар должен быть четким, нельзя двигать шар или подбрасывать его. В случае неправильного удара шар игравшего кладут на прежнее место и удар считается потерянным. Если, готовясь к удару, играющий только коснется шара, то считается, что удар уже сделан. Это дает право игроку, если ему невыгодно сдвигать шар с позиции, ограничиться прикосновением к нему молотка.
- Ворота считаются пройденными, если шар полностью пройдет под ними. Для проверки, если возникнет сомнение, проводят ручкой молотка между шаром и воротами. Если шар при этом будет задет, то считается, что он находится в воротах. В следующую очередь его нельзя проводить отсюда дальше; необходимо обратным ударом вывести шар из- под ворот назад— на позицию, чтобы потом, когда дойдет новая очередь удара, попытаться снова пройти в ворота.
- Шар, ударившийся о боковые стойки ворот и прошедший их, считается сыгранным правильно. Если же при проходе ворот шар вырвет их, удар перебивается. Если шар во время игры выйдет за границы площадки, то его ставят в том же месте, где он выкатился, на расстоянии одной ударной части молотка (не ручки) от границы поля.
- Пройдя первые ворота противника, шар должен удариться о столбик и затем идти в обратный путь. Пройдя на этом обратном пути через все ворота, игрок может заколоться, чтобы кончить свою партию. Он может и не делать этого, тогда его шар остается в игре, становясь «разбойником».
- При начальном ударе шар становится в любом месте между колышком и первыми воротами.
- Как общее правило, игрок в каждой очереди располагает одним ударом, но если этим ударом он проходит ворота, то получает право еще на один удар. Если игрок с одного удара пройдет сразу двое ворот (например, при начальном ударе), то он имеет право еще на два удара. В таком случае один удар используют обычно для того, чтобы поставить шар на удобную позицию, а вторым ударом проводят его через ворота, за что, разумеется, тоже получают право на один удар. За проход через мышеловку дается право еще на два удара. Намереваясь проходить через ворота, надо заявить об этом, иначе теряется право на дополнительный удар, хотя ворота и будут пройдены. Удар о чужой колышек дает право на один лишний ход, который производится с места остановки шара после удара о колышек.
- Удар своим шаром по другому шару называется к р о к и р о в к о й. Сделавший крокировку получает право еще на два удара и этим приобретает возможность ставить на удобную позицию шары партнеров и сбивать с позиции шары противников. Так, например, он может, приставив свой шар вплотную к шару противника, ударить (по своему шару) молотком с таким расчетом, чтобы шар противника укатился далеко в сторону, а затем вторым ударом послать свой шар в нужном ему направлении. Скрокировав шар партнера, играющий точно так же, ударом по своему шару, может послать скрокированный шар в направлении, которое выгодно партнеру. Перед тем как крокировать, надо объявить, какой шар будет крокироваться. Крокировка без предупреждения никаких дополнительных ударов не дает. Если при крокировке игрок промахнулся, он теряет право и на тот дополнительный удар, который получил раньше, но не успел использовать. Крокировать можно только теми шарами, которые прошли через мышеловку, и то непосредственно после прохода тех или иных ворот. Получив от данной крокировки два удара и пройдя следующие ворота, можно снова объявить крокировку. Нельзя крокировать шар, находящийся к крокирующему шару ближе, чем на длину ручки молотка.
- Шар, прошедший все ворота туда и обратно, то есть закончивший игру, но еще не заколовшийся о свой колышек, в игре остается и, как уже говорилось, называется разбойником. Он пользуется особыми правами крокировки: а) может крокировать сразу, без прохождения ворот, как только до него дойдет очередь; б) в одну очередь он может крокировать сколько угодно шаров, пока не потеряет права на это — промахнется или зацепит не крокируемый шар. «Разбойник», скрокировав шар, может играть двумя способами: ударом по шару из-под ноги и свободным ударом. Удар из-под ноги производится так: к скрокированному шару вплотную приставляется «разбойник»; игрок прижимает его к земле ногой и затем ударяет по нему молотком так, что бы скрокированный шар пошел в желаемом направлении. При свободном ударе «разбойник» тоже вплотную приставляется к скрокированному шару, но при ударе «разбойника» не придерживают ногой. Простой шар, крокируя своего «разбойника», получает два удара, причем своего «разбойника» он может крокировать сразу, не проходя ворот. Крокируя чужого «разбойника», шар никаких дополнительных ударов не получает. «Разбойники» противоположных команд могут крокировать друг друга, полу чая от этого два дополни тельных удара. «Разбойник» в любой момент может закончить игру, заколовшись о свой колышек. Он заканчивает игру и в том случае, если будет скрокирован противником на свой собственный колышек, то есть заколется против своей воли.
- Шар, заколовшийся о свой колышек случайно или заколотый о него крокирующим шаром противника раньше, чем он прошел весь путь туда и обратно, начинает игру снова по правилу начального удара.
- Игрок имеет право проводить в ворота своим шаром шар партнера, предварительно заявив об этом. Проведенный в ворота шар получает право на дополнительный удар.
- Партию выигрывает та команда, чьи шары раньше окончат игру. Обычно играют до двух выигранных партий, каждый раз меняясь сторонами площадки.