Оглавление
Аксессуары. Площадка. Порядок цветов
Как держать молоток. Как ударять по шару. Минимум пробега
Начало игры-Прохождение ворот. Касание шара или столба. Помещение значков
Уравнение прав вследствие касания одного шара другим
КРОКЕТ
Вот игра, которая после всеобщего увлечения ею вдруг перестала привлекать к себе внимание, брошена, совершенно неизвестно почему. Во всяком случае, считаю не лишним напомнить в чем она состоит, так как современные молодые девушки, наверное, не все знают ее. Игра.
Крокет разыгрывается чаще всего между восемью игроками, разделенными на две равные партии. Каждый игрок снабжен молотком с длинной ручкой, раскрашенной различными цветами; кроме молотка у него шар тех же цветов. На гладкой площадке, от 10 до 15 метров длины и в 6-8 метров ширины, врывают симметрично десять дуг, из которых две, ставящиеся крест на крест и имеющие звонок, занимают центр площадки.
Расстояние между другими воротами- приблизительно два метра. Границы площадки отмечены двумя столбами, на которых имеются все цвета шаров и молотков.
Первый столбик, поставленный на два метра сзади, от первых ворот. Второй на два метра впереди последних ворот. Вынимают жребий по цветам, чтобы распределить порядок игры, и играют в порядке цветов на столбе. Каждый кладет свой шар у столба отправления. Игра состоит в том, чтобы заставить, ударом молотка, пройти шар под первые ворота, а затем последовательно через все другие в известном порядке, чтобы позвонил колокольчик двойных ворот, когда шар будет проходить через них. Кроме того, нужно ударить по столбу, у которого поворачивает игрок, и проделать обратный путь до столба отправления- коснуться шар. Когда один коснуться шар. Когда один шар ударит другой, рокирует его, можно сделать другой удар или крокировать.
Чтобы крокировать, берут свой шар, кладут его рядом с рокированным шаром, затем, став ногой на первый, ударяют по нем молотком так, чтобы угнать другой рикошетом. Крокируют, чтобы помешать противнику или помочь партнеру. Когда игроки делятся на две партии, нужно чтобы все игроки данного лагеря пришли первыми, чтобы выигрыш считался за их лагерем. Чтобы достигнуть таких результатов игрок, ушедший вперед, дожидается своих партнеров и ограничивается рокированием и крокированием своих противников, наиболее подвинувшихся вперед, чтобы таким образом, задержать их. Это называется пиратством.
Таковы, вкратце, принципы крокета, в который не более двадцати лет тому назад молодежь так страстно играла. Не было положительно ни одного дома с садом, дачи, где не было бы своего крокета. Играли ожесточенно, с утра до вечера, немножко плутовали: ведь так легко было покатить свой шар в тот момент, когда взгляды были обращены в другую сторону; отсюда происходили споры, иногда даже довольно сильные. Не было ни одной души, кто бы не знал крокета. От крошечного мальчугана до старика- все в него играли. А сколько браков состоялось благодаря крокету!
И вдруг, неизвестно почему, он перестал нравиться. Сначала ему страшно повредил теннис, затем явились другие игры. А сейчас в длинных ящиках, похожих на гроба, лежит крокет где-нибудь в чулане или на чердаке, ворота заржавели, шары катают щенята, молотки поломаны.
И убит спорт! Что было причиной? Изменчивый вкус публики. Молодое поколение ввело более жестокие, грубые игры сравнительно с играми нашей молодости, когда считалось дурным тоном пускать в ход мускульную силу. Крокет забыт, потому что он не волновал так, как футбол или хоккей, не требовал затраты физических сил. А, может быть, мода и вернется. Крокет долго мешал расцвету других игр, которые явились потом, но забыть его совсем было бы большой неблагодарностью, тем более, что бывают иногда партии удивительно интересные.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Вот почему мы никак не могли обойти его молчанием в нашей книге и напоминаем его правила.
Аксессуары. Площадка. Порядок цветов.
§1
Для игры в крокет нужны шары в 9 сантиметров в диаметре, окрашенные в различные цвета, весом 400 грамм; разница в 50 грамм в ту или другую сторону вполне допустима. Шары эти катят при помощи деревянных молотков, размеры которых не играют роли, со стоящих из цилиндрической колотушки, насаженной на ручку. Шары должны пройти под железные ворота, в 20 сантиметров шириной и 27 сантиметров вышиной. Ворота со звонком образуются из двух дуг, положенных крест на крест, где помещен звонок. Ворота расставляются на гладкой, убитой площадке, вычищенной скребком, или на коротко подстриженном газоне. Прямоугольная площадка должна иметь 20 метров длины, 14 ширины. Шнур, или проволока, протянутая по земле, составляет границы площадки. Значки одного цвета с шаром, помещаемые на ворота, означают, где остановился такой-то шар.
Для особых матчей, можно увеличить размеры площадки до 40 в длину и 28 метров в ширину, не изменяя расположения ворот. Ошибка, допущенная при вбивании ворот, не должна быть более 10 сантиметров в ту или в другую сторону.
Как держать молоток. Как ударять по шару. Минимум пробега.
§2
а) Держать молоток можно как угодно.
б) Чтобы играть шар, нужно его бить коротким ударом, чтобы ясно был слышен звук удара молотка по шару.
в) Запрещается толкать шар молотком, то есть, проводить его оставляя тот и другой в соприкосновении. Игрок, допустивший это, теряет свою очередь; все, что он заработал—ворота, столбы, рокировка- не в счет за это нарушение правила, а шары, сдвинутые шаром этого игрока, кладут на место, даже если один из них был пиратом, и благодаря этой неправильности коснулся финального столба.
г) Запрещается ударять более одного раза шар, который играют. Наказание за это налагается то же, что и в предыдущем случае.
д) Запрещается трогать соседний шар ногой, или молотком во время игры. Наказание то же.
е) Каждый игрок ударом молотка обязан передвинуть шар по меньшей мере на расстояние размера одной колотушки молотка (15 сантиметров), за исключением § 12. Если расстояние не было соблюдено, необходимо повторить удар, положив шар на его первоначальное место. Если игрок не желает делать этого перемещения, судья кладет шар на точку отправления. Если шар укатился вне границ плаца, это не считается за минимум.
ж) Если шар после удара откатится тотчас же на свое первоначальное место, удар повторяют, за исключением того случая, когда шар коснулся финального столба, как пират.
з) Если шар, посланный ударом, был сбит с своего направления ногой игрока или еще чем-нибудь, он остается в этом направлении. Но если тут было злостное намерение, игрок вновь делает удар. Игрок может потребовать очищения площадки.
и) Всякий шар, сдвинутый с места случайно, вновь кладется на место.
Начало игры-Прохождение ворот. Касание шара или столба. Помещение значков.
§3
а) Для начала, каждый игрок кладет свой шар на место отправления, в каком бы то ни было пункте параллельной лиши, лежащей на 1 метр от первых ворот, потом ударяет его, чтобы заставить пройти под ворота. Позволяется сделать три удара в случае промаха. Если и после трех раз игрок не прошел первых ворот, шар его остается там, где остановился; он не может коснуться другого шара, так как за это будет лишен прав, означенных в §5; если игрок и прошел ворота, он не может сделать ни одного удара, означенного в §5. Если шары мешают пройти первые ворота для начала игры, шары тотчас же снимают, а после прохода шара, которому они мешали, кладут обратно.
б) Если шар прошел ворота в указанном порядке, игрок получает право на один удар. Если он сразу прошел двое ворот, то имеет право на два удара подряд. Двойные ворота со звонком не считаются воротами. Касание столба, за исключением финального, приравнено к прохождению ворот со всеми его последствиями. Более двух ударов, даже после прохода нескольких ворот, или ворот и столба одновременно, игрок получить не может.
в) Считается, что шар прошел ворота в том случае, если ручка молотка, положенная горизонтально к ним со стороны входа, не касается шара, каков бы ни был наклон ворот, не изменяя наклона, в момент проверки его судьей. Если шар, пройдя ворота, тотчас нее откатится назад, опять выкатится из-под ворот, или останется под ними, считается, что ворота пройдены.
г) Если ворота упадут раньше того, как под ними проходит шар, их не считают пройденными, если же. падение случилось после, или во время самого прохождения шара, ворота считаются пройденными. Если после падения ворот шар остановится на одной из дырок, его кладут вновь на точку отправления.
д) Чтобы пройти двойные ворота, нужно, чтобы шар прошел в установленном порядке четырехугольник, образуемый четырьмя ножками. Прохождение выверяют, кладя ручку молотка к внутренности квадрата горизонтально, со стороны входа: ручка не должна касаться шара. Звонок должен прозвонить от толчка шара.
е) Если шар, вошедший с надлежащей стороны, останется под пройденными воротами, он имеет право при следующей очереди продолжать ход.
ж) Ворота продолжают проходить в указанном порядке, пока не достигнут финального столба; каждый игрок, как только делает промах по шару, не попадает в ворота, или в столб, или находится в положении, предусмотренном §2, пунктами в, г, д и §4 пунктом б, прерывает игру. Запрещается начинать играть раньше, чем кончил предшествующий игрок; всякий игрок должен довести до конца начатый удар, если он имеет право на него.
з) Судья ставит значки на ворота. Значок служит удостоверением в случае спора, но, если произошла ошибка и противники прядут к соглашению с судьей, значок вешается по их указанию.
Ошибки. Просрочка.
§4
а) Если игрок ошибется шаром в начале игры, он заменяет шар с той минуты, как была замечена ошибка, своим шаром, и продолжает игру.
б) Когда каждый сыграл раз, после того, как произошел обмен шара, судья останавливает игру, аннулирует удар и все, что взято: ворота, столб или рокировку. Судья спрашивает противный лагерь, положить ли шар на его прежнее место, или оставить на новом, затем кладет туда, где он должен лежать, по соглашению. Сдвинутые шары кладут на то место, где они лежали до происшедшей ошибки. Играет после ошибки тот из противников, который должен был бы играть, если бы предшествующий удар был сделан в порядке цветов. (§5а).
в) Если игрок ошибся направлением, он не может переиграть.
г) В случае ошибки, или ложного толкования правила, дается отсрочка, пока не будет сделан следующим игроком удар молотка.
Уравнение прав вследствие касания одного шара другим
§5
а) Когда после прохода первых ворот, шар игрока ударит другой шар, игрок имеет право крокировать, рокировать или сделать два удара. В момент исполнения одной из этих комбинаций, тронутый шар должен остаться там, где он остановился; только шар игрока может быть положен в каком угодно направлении вокруг его. Но если этот последний сдвинут каким бы то ни было образом до удара, его нужно положить на место. Если игрок дал удар не своим шаром, судья останавливает удар в тот момент, когда заметит ошибку и оставляет шары там, где они лежат, игрок будет тот же, как и в случае, предусмотренном §4б, а все, что будет взято, аннулируется, как и в §4б.
1) Крокировать- значит: поставить свой шар рядом с тронутым; стать на свой шар ногой и ударить по нем, чтобы отогнать другой шар рикошетом. Крокированный шар должен откатиться на расстояние не менее одного молотка, за исключением случаев, помянутых в §12; если же это расстояние не достигнуто, то шар возвращают на его прежнее место и делают второй удар. То же решение вопроса, что и в §2, остается в силе, если игрок не желает крокировать шар на указанное расстояние. После крокирования, должно ударить свой шар еще раз; однако игрок теряет это право, если во время крокирования, шар выскользнет из-под его ноги, или если он сдвинет соседний шар (§2); шары оставляют там, где они лежали, за исключением перемещений при условиях, указанных в §2; если шар, которого коснулись, лежит на границе поля, игрок имеет право положить свой вне границ его, чтобы крокировать. Играть ему придется, затем, оттуда же.
2) Рокировать- значит: поставить свой шар рядом с тронутым, даже вне границ поля и ударить по своему так, чтобы оба покатились по одному направлению, затем сделать еще один удар, даже тогда, если оба шара пришли в соприкосновение после первого удара, за исключением случаев, указанных §2 пунктах в, г, д. Правила, относящиеся к крокированию, применяются и к рокировке.
3) Два удара- значит: поставить свой шар на расстояние, по меньшей мере, одного молотка от тронутого шара, даже вне границы поля, чтобы бить свой шар два раза кряду, даже если он пришел в соприкосновение с тронутым шаром после первого удара, за исключением § 2 пунктов в, г, д. Если игрок, имеющий право на два удара, тронет первым ударом третий шар, число его ударов не увеличивается, а остается то же. Если, после первого удара, шары не столкнулись, он может сделать второй, остающийся ему удар в направлении шара, уже тронутого им раньше, чтобы отогнать его; если игрок даст промах, шар оставляют лежать на месте, даже если он прошел ворота, тронул шар, или столб. Игрок должен ждать своей следующей очереди, а все, что он прошел, не принимается в счет. От тронутого шара не следует отказываться, чтобы использовать второй удар. Если игрок, получивший два удара (или рокировку), пройдет ворота, или ударится в столб первым ударом, этот удар (§3б), не присчитывается к предыдущим. Игрок, получающий право на два удара на соседний шар, если последний прошел ворота, не должен направлять свой шар под эти ворота. Он должен поставить шар так, чтобы ручка молотка, положенная горизонтально со стороны входа в ворота, не касалась шара. Если это ворота со звонком, ручка молотка кладется ко внутренности четырехугольника, на боковые откосы входа.
§6
а) Каждый игрок имеет право делать, по очереди, какой бы то ни было удар из обозначенных в §5 (за исключением § 12).
б) Шары, посланные одним из этих ударов, в установленном порядке, под ворота, или в столб, записываются на актив.
§7
а) Если игрок коснулся всех шаров и прошел ворота или столб в установленном порядке, оп имеет право вновь коснуться их всех.
б) Если игрок коснется того же самого шара второй раз, не пройдя вторых ворот или столба в установленном порядке, он не имеет права отгонять этот шар ни одним из ударов, означенных в §5; но это не мешает продолжению игры, если у игрока остался еще один удар и если даже два шара пришли в соприкосновение (§5, 3, §8, §10б, §12).
§8
а) Если игрок одним ударом коснулся нескольких шаров, он может выбрать себе шар по желанию, за исключением §12д; затем он может опять тронуть другие и воспользоваться правилом § 5, если имеет на это право.
б) Если он прошел ворота или ударился, в столб и коснулся шара тем же ударом, он может фиксировать за собой один из этих результатов (исключения указаны в §§ 3, 7б, и 12г, и, смотря по выбору, может коснуться шара, или вновь пройти ворота, (исключения предусмотрены §10а).
Касающиеся шары
§9
а) Игрок, шар которого коснулся ворот или столба, должен бить его, не изменяя места.
б) Шар, коснувшийся ворот, или столба, отогнанный рикошетом, считается тронутым лишь в том случае, когда действительно пришел в соприкосновение с шаром игрока.
§10
а) Когда шар касается другого, и когда наступает очередь его играть, игрок не имеет права ни крокировать, ни рокировать, ни взять двух ударов, за исключением §§ 5, 3.
б) Он должен играть, как будто бы этого шара не существовало. Если он его пошевелят, он перестает играть до своей новой очереди; шары остаются там, куда их сдвинул толчок.
в) Но что взято—считается за игроком: ворота, столб, сдвинутые шары, (исключения указаны в §2в).
Шары, закатившиеся за границы поля
§11
а) Всякий шар, остановившийся вследствие какого-либо препятствия, кроме шара, ворот или столба, тотчас же отодвигается на расстояние двух ручек молотка, положенных перпендикулярно препятствию.
б) Шар, остановившийся вне границ поля, сейчас же возвращается назад на одну ручку от границы, перпендикулярно к точке отправления, за исключением §5 пунктов 1, 2 и 3. Если несколько шаров перешли границу в том же месте, их кладут на расстоянии одной ручки один от другого, по порядку их выхода, внутрь поля, перпендикулярно границе к точке отправления. Если шар перейдет границу на расстоянии меньше, чем одна ручка от угла поля, его кладут на линию, делящую угол на две равные части, на две ручки от угла.
в) Если ударят в шар, защищающий место, или коснутся его, кладут новый шар на такое расстояние, какое нужно, чтобы было свободное пространство на линии, о которой говорится в пунктах а или б этого §, к внутренней части поля.
Пираты. Определение и права.
§12
а) Пиратом называется всякий шар выполнивший пробег в установленном порядке, но не коснувшийся финального столба. Название пирата носит и владелец этого шара.
б) Пират не пользуется §3б, и должен крокировать все шары, каких коснется, пираты они или нет; он не имеет права ни на один удар, означенный в §5.
в) Пират имеет право коснуться каждого шара один раз, в очередь; если он одновременно коснется шара, на который имеет право, и другого, уже тронутого, он не теряет права продолжать игру, но может крокировать только тот, на который имеет право (§7).
г) Когда пират коснулся финального столба, на каком бы то ни было расстоянии и каким бы то ни было образом, за исключением §§2в, 4б, 5 и 12, его немедленно снимают с поля и с этого момента игрок его выходит из игры. Шары, сдвинутые пиратом, после финального столба кладутся обратно на место.
д) Всякий шар, не пират, коснувшийся корсара противника, каким бы то ни было образом, за исключением §2 в, лишает его владельца права продолжать удар; шары остаются в том же положении, куда послал их удар. Все, что взято шаром не пиратом- ворота или столб, в установленном порядке, считается, в какой бы момент ни был тронут пират,
е) Всякий шар не пират имеет право тронуть пирата своей партии и воспользоваться §5.
ж) Шар, не пират, коснувшийся пирата и другого шара одним ударом, имеет право воспользоваться §5.
з) Всякий шар, пират или нет, толкнувший пирата о финальный столб, не пользуется правами §5 и 12ж. Этот шар остается там, куда прогнал его удар, за исключением §2в.
Матчи. Рекорды.
§13
а) Матчи бывают четырех родов:
1) Матч командами. Команды состоят из 2, 3 или 4 игроков каждая. Каждая команда выбирает начальника лагеря, имеющего власть над своими партнерами, которым он распределяет цвета, по своему усмотрению.
2) Матч одиночный в один шар. Каждый игрок играет одним шаром и первый, коснувшийся финального столба, выигрывает. Если игрок делает свою игру непрерывной серией ударов, он выигрывает только тогда, когда ни один из конкурентов не сделает того же самого; в противном случае оба они переигрывают между собой.
3) Матч в одиночку командами. Два игрока, один против другого, играют каждый 2, 3 и 4 шарами.
4) Матч в одиночку на счет. Каждый игрок, один в игре, засчитывает очко, когда делает оттяжку, или если его удар молотка не заставил шар пройти ворота или столб, в порядке, если только он не имел права на два удара, руководясь §36.
Рекорды
Игрок, за которым отмечено наименьшее число очков в одиночном матче на счет, ставит рекорд; он становится рекордистом (прим.ред. рекордсменом) крокета. Чтобы засвидетельствовать такой рекорд, нужно, чтобы он разыгрывался на общественном поле при судье, и при расположении ворот, установленном для матчей (§1).
Судьи
§14
а) Судья, назначенный до начала матча, следит за применением правил и решает безапелляционно всякие разногласия.
б) Он присутствует при вытягивании жребия для определения цветов каждой команды, или игрока.
в) Он ставит значки.
г) Он заставляет переиграть всякий удар, сделанный не по правилам, и кладет на место стронутые такими ударами шары, за исключением § 4.
д) Его определенно относительно удара молотка с оттяжкой подчиняются беспрекословно.
Гандикап
§15
Гандикап устанавливается порядком очереди игроков, изменением числа ворот, которые должен пройти каждый из них, или числом очков, прибавленных в начале игры, в одиночных матчах на счет.