Вечерский, Владимир Титович.

Школьная игротека : Пособие для учителей труда и руководителей кружков. – Москва : Просвещение, 1972. – 176 с. : ил.; 22 см.

Настольный крокет

Для игры в настольный крокет нужны: 10 проволочных ворот, 6 деревянных молотков, 6 деревянных шаров и два колышка. Чтобы игроки не спутали шары и молотки, на них долж ны быть нарисованы полосы — одна, две, три. На одном комплекте шаров и молотков наносятся красные полосы, на другом— черные. На фанерной площадке, затянутой сукном, расставляются ворота и колышки. Играют в крокет вдвоем или двумя командами в составе 2—3 игроков в каждой. Право на первый удар определяется жребием. Сначала ударяет свой шар первый игрок 1-й команды, затем первый игрок 2-й команды, потом второй игрок 1-й команды, второй игрок 2-й команды и т. д. Вступая в игру, очередной игрок устанавливает свой шар против своего колышка: между колышком и первыми воротами. Ударом молотка он направляет шар через первую пару ворот. Когда шар остановится, он снова бьет по нему молотком, направляя шар на позицию перед воротами, находящимися справа. Затем шар должен пройти через эти ворота, по диагонали через «мышеловку» и следующие за ней ворота. Потом надо направить шар на позицию против двух ворот у колышка противника, пройти эти ворота и коснуться шаром колышка. После этого начинается обратный путь шара — через первые ворота противника, направо к воротам, находящимся наискось от «мышеловки», и т. д., пока шар, пройдя двое ворот, стоящих по диагонали, и «мышеловку», а затем и свои парные ворота, не ударится о свой колышек. Ударом шара о свой колышек игрок заканчивает игру.

Правила игры

Право на удар игрок получает лишь в порядке очереди. Если шар прошел через ворота, то игрок получает право еще на один удар. Ворота считаются пройденными, если шар целиком прокатился под ними. Если шар остановился под воротами, то для решения спора — прошел он ворота или нет — прикладывают плотно к задней стороне ворот ручку молотка. Если ручка при этом не сдвинет шара, то шар считается прошедшим ворота. После того как шар проведен через «мышеловку», игрок получает право крокировать шары противника и своих партнеров, то есть попадать в них своим шаром, направляя его в цель ударом молотка. В дальнейшем игрок может крокировать сразу после прохождения очередных ворот. Скрокировав шар противника (партнера), играющий получает право еще на два удара.
Он может использовать их по своему усмотрению:
а) приставив свой шар вплотную к шару противника, придержать его пальцем левой руки и ударом молотка по своему шару угнать шар противника далеко в сторону;
6) ударом молотка по своему шару погнать оба шара в желаемом направлении;
в) ударом молотка направить шар на позицию к воротам, а следующим ударом пройти через них.
Скрокировав шар партнера, можно помочь его шару стать на позицию к воротам и т. п. (опять-таки ударяя молотком по шару, плотно придвинутому к шару партнера).
Побеждает команда, игроки которой раньше проведут свои шары через все положенные ворота и «убьют» их о свой колышек.

Замечания к изготовлению

Площадка для игры в крокет представляет собой прямоугольную деревянную рамку, покрытую фанерой и затянутую сукном или байкой. Площадка ограничена деревянным бортом, возвышающимся над площадкой на 15 мм. Ворота выгибаются из-проволоки. С помощью гаек они крепятся к донышку игры (устройство ворот показано на чертеже). Молотки и колышки вытачиваются из дерева твердой породы на токарном станке.