Глязер С. Библиотека пионера «Знай и умей»

Глязер С. : Библиотека пионера «Знай и умей».- изд. «Детская литература», 1975 г.

Можно купить готовый крокет. Теперь промышлен­ность выпускает готовые комплекты игры в крокет. Это восемь шаров, восемь деревянных молотков, десять стальных П-образных дужек, или, как их называют, во­рот, два стартовых колышка, один с красной чертой, другой с черной, и маленький молоток-колотушка, кото­рым забивают в землю воротца и стартовые колышки. Но интересно мастерить крокет самим. Если в распо­ряжении кружка «Умелые руки» имеется токарный ста­нок по обработке дерева, смастерить весь инвентарь кро­кета не представит большой сложности.

Участники играют либо каждый за себя, либо делят­ся на две команды. В игре на равных правах могут при­нимать участие и взрослые и дети. Но если составляют­ся команды, надо делиться так, чтобы силы были рав­ными.

Задача играющего—ударами своего молотка, начав от стартового колышка своей команды, провести свой шар через все дужки-воротца, расставленные на пло­щадке (путь прохождения дужек показан пунктиром).

Каждое удачное прохождение ворот дает право на сле­дующий удар по шару. Если с одного удара прой­дено двое ворот, играющий получает право на два удара.

После прохождения третьей дужки шар приобретает право на крокирование, то есть играющий получает пра­во бить своим шаром любой из шаров, стоящих на пло­щадке. Попадание в объявленный для крокирования шар дает право на два дополнительных удара. Если кроки­руется шар противника, его стараются отогнать с удоб­ной позиции, если шар товарища по команде — помочь занять удобную позицию, чтобы он мог пройти очеред­ные ворота.

Игра в крокет имеет много тонкостей, существует даже «крокетный кодекс», где оговорены все правила. Здесь из всех правил мы приведем только основные: удар молотком по шару нужно делать короткий, резкий, не возить молотком по земле; шар, выбитый при крокироваиии за линию площадки, возвращается на игровую площадку в том месте, где он пересек линию. После удачного крокирования играющий получает право, как вы уже знаете, на два хода. Он может свой шар приста­вить к шару соперника, который был крокирован, или напарника по команде и ударом молотка по своему ша­ру направить шар так, чтобы он остановился на более выгодном для его команды месте. Если свой шар вы­годно оставить на месте, его при ударе можно прижать к земле ногой.

Крокетные шары, пройдя все ворота и достигнув стартового колышка соперника, должны как бы зафик­сировать свой визит сопернику, то есть стукнуться ша­ром о его стартовый столбик. После этого играющий получает право начать второй тур игры — возвращаться назад. Шар, который прошел все ворота обратного пути и не коснулся своего столбика, становится «разбойни­ком». Он получает право на непрерывное крокирование, но, конечно, тогда, когда наступает его очередной ход и крокирование было удачным. Крокируя свои и чужие ша­ры, его задача — помогать своим и разрушать планы со­перников.

Побеждает в крокете команда, игроки которой успе­ли первыми провести свои шары через все ворота вперед, к колышку противника, и назад, к своему стартовому.

Для того чтобы закончить игру, нужно суметь, пройдя последние ворота, стукнуть шаром о свой стартовый колышек и этим закончить игру. Если на площадке у про­тивника еще несколько шаров, не закончивших игру, и в своей команде еще остались игроки, шар может остаться «разбойником». «Разбойник» остается на пло­щадке только до того момента, пока его помощь нужна команде, пока он должен помогать своим и мешать про­тивникам. Но как только игроки его команды прибли­жаются к финалу, «разбойник» тоже спешит «заколоть­ся» (ударить шар о свой стартовый колышек) и закон­чить игру, чтобы не оказаться в игре дольше кого-либо из соперников. Еще одно предупреждение «разбойнику»: если его шар. во время крокирования стукнется о колы­шек соперника, он перестает быть «разбойником». Мо­жет выйти из игры или начать игру со второго тура. Если он стукнется о свой стартовый колышек, он выхо­дит из игры или должен начинать ее сначала, с первого тура.

Игра в крокет долго считалась забытой. Возродилась она в 1970 году, когда праздновалось столетие со дня рождения В. И. Ленина. Люди узнали о том, что крокет был одной из любимых игр Ильича.

Младший брат Ленина, Дмитрий Ильич Ульянов, вспоминая о юности в Симбирске, рассказывает:

«…На дворе, между каретным сараем и погребом, были устроены «гигантские шаги», на которых мы иногда катались. Чтобы Володя увлекался ими, не помню. Ско­рее, это можно было сказать по отношению к крокету, в который Володя с Олей научились играть лучше других. Когда отец купил крокет, помню, как мы под руковод­ством Володи научились правильно устанавливать его. Между красным и черным колышками Володя туго на­тянул бечевку и потом, вымеривая точно расстояние молотком, намечал места для установки дужек и как особенно тщательно он устанавливал потом «мыше­ловку».

Игрой в крокет одно время увлекались мы все — иг­рали и Аня, и ее подруга, молодая учительница, и даже папа… Играли, строго придерживаясь установленных правил, из-за толкования которых иногда возникали го­рячие споры (как вообще часто случается в этой игре). Помню, что Володя играл лучше других и был непре­клонен к нарушителям правил и в то же время беспри­страстным судьей в спорах».

В числе любителей игры в крокет был и конструктор первых космических кораблей С. П. Королев. Сохрани­лась фотография, где изображен Ю. Л. Гагарин, играю­щий в крокет.

Так что, ребята, стоит и вам вспомнить об этой игре.