КРОКЕТ — игра, в которой играющий ударами специального молотка на длинной ручке стремится провести свой шар через ряд проволочных ворот, расположенных в определённом порядке на ровной земляной площадке размером примерно 11 х 5 м (см. рисунок).

Расстановка ворот на крокетной площадке (цифрами обозначена очерёдность их прохождения).

Комплект принадлежностей для игры состоит из восьми деревянных шаров диаметром около 8 см с одной, двумя, четырьмя красными и чёрными полосками (шары называют по числу полосок, например, первый красный, третий чёрный), двух колышков, десяти проволочных ворот и восьми деревянных молотков.

В игре участвует от 2 до 8 человек. В полных командах каждый игрок получает по одному шару; во всех иных случаях шары распределяются между игроками поровну: но одному, по два или по четыре. Очерёдность и игрек играющий первым красным шаром, первым чёрным, вторым красным, вторым чёрным и т. д.

При ударе по шару молоток можно держать любым способом. Запрещается бросать шар по воздуху или подталкивать его Касание шара молотком приравнивается к удару, к этому способу можно прибегать, если невыгодно сдвигать спой шар с удобной позиции.

Ворота считаются пройденными, если шар полностью пройдёт под ними. Если шар остался в воротах, то в следующую очередь надо его выбить обратно из ворот, а когда придет очередь нового удара, опять проходить их. Если шар ударится о боковые стойки ворот и пройдёт их, это ошибкой не считается. Когда шар пересекает границу площадки, его возвращают, ставя на расстоянии одной ударной части молотка от той точки, в которой шар пересёк границу площадки.

Каждый шар надо провести от своего колышка сквозь ворота в порядке, указанном на рисунке; после половины пути надо коснуться шаром колышка противника, затем провести шар к своему колышку и коснуться его. При начальном ударе шар ставится в любом месте между колышком и первыми воротами, но не ближе к ним, чем на ударную часть молотка. Игроки поочерёдно совершают по одному удару. Прохождение одних ворот даёт право ещё на один удар, при прохождении двух ворот или «мышеловки» (центральных ворот) игрок может сделать ещё два удара. При ударе надо объявлять о своём намерении пройти сквозь ворота; без «заказа» прохождение ворот не засчитывается. Удар о чужой колышек также даёт игроку право на внеочередной удар.

Шар, случайно задевший свой колышек, считается «мёртвым»: следующим ходом он должен снова начать весь путь, а до того каждый шар (свой или чужой), коснувшийся «мёртвого» шара, тоже считается «мёртвым».

Игрок, проведший шар сквозь все ворота, но ещё не прикоснувшийся к своему колышку, считается «разбойником», он помогает шарам партнёров занимать удобные позиции и проходить ворота и мешает делать это противникам. «Разбойник» совершает крокировку: попадает своим шаром в намеченный шар (обязательно по «заказу»), что даёт ему право на два удара. Крокировать может и простой шар, прошедший «мышеловку», но только ходом, полученным за прохождение ворот. «Разбойник» за одну очередь имеет право крокировать любое число шаров, однако каждый из них не более одного раза. Скрокировав шар, можно играть им двумя способами: 1) ударом из-под ноги — к скрокированному шару с любой стороны приставляется свой шар, игрок наступает на него ногой и ударяет по своему шару молотком, чтобы скрокированный шар покатился в нужном направлении (на этот способ имеет право только «разбойник»); 2) свободным ударом — к скрокированному шару приставляется свой шар, по которому наносится удар, приводящий в движение оба шара.

Не разрешается крокировать:

1) шар, находящийся от крокирующего ближе, чем на длину рукоятки молотка;

2) шар, коснувшийся чужого колышка, но ещё не начавший обратный путь.

Партию выигрывает команда, игроки которой проведут свои шары по полному маршруту и коснутся ими своего колышка.